Диагностика и лечение ревматоидного артрита

Ревматоидный артрит – одно из наиболее распространённых заболеваний суставов, каждый третий человек страдает от этой патологии.

Диагностикой и лечением ревматоидного артрита занимается врач-ревматолог. К заболеванию следует относиться серьёзно, так как этот вид артрита тяжело протекает, часто ведёт к инвалидности. Поставить верный диагноз и  назначить адекватное лечение можно только после ряда обследований.

Что такое ревматоидный артрит?

Ревматоидный артрит - аутоиммунное заболевание соединительной ткани, сопровождающееся хроническим воспалением мелких суставов, околосуставных тканей и других органов. Патология системная, так как кроме суставов поражается нервная ткань, почки, лёгкие, сердце, кожа.

Причина развития болезни неизвестна. Отмечают генетическую предрасположенность к аутоиммунным реакциям (иммунная система организма воспринимает свои ткани как чужеродные, и начинает бороться с ними). В качестве основного «виновника» в разное время подозревались некоторые виды микробов и вирусов, но ни одно исследование не дало достоверной связи определённого возбудителя с данным заболеванием.

Провоцирующими факторами являются:

• стресс;
  • переохлаждение;
  • длительное пребывание под прямыми солнечными лучами;
  • интоксикация;
  • приём некоторых медикаментов;
  • заболевания эндокринной сферы.

Длительное кормление грудью снижает вероятность развития ревматоидного артрита у женщин в два раза.

Начальные проявления болезни отмечаются в любом возрасте. Но основная группа пациентов обращается в 40-50 лет. Женщины страдают в 3-5 раз чаще.

При минимальных первичных жалобах, артрит проявляется постепенно, с поэтапным вовлечением разных групп суставов.

Заболевшие отмечают болезненные ощущения и симметричные отёки суставов в утреннее время. После сна, пострадавшие суставы, ограничены в подвижности. Если поражены суставы ног, человеку надо значительное время, чтобы «расходиться».

В период обострения повышается температура тела, пострадавшие суставы опухают, страдает эмоциональная сфера.

Если вы заметили подобные симптомы, не ждите деформации суставов, обращайтесь к ревматологу.

Методы диагностики

Приготовьтесь ответить на вопросы о жалобах, времени их возникновения, ранее перенесенных заболеваниях. После этого вас осмотрят и предложат схему обследования.

В этом перечне обязательно будет исследование крови «на ревмопробу». Этот анализ с высокой степенью достоверности подтверждает диагноз, и определяет выраженность патологического процесса.

Также вам могут предложить и другие диагностические процедуры, в том числе, рентгенографию.

Пациентам с труднодиагностируемым ревматоидным артритом (при отсутствии в крови ревматоидного фактора), предлагают анализ на цитруллиновые антитела. Ещё одним маркером процесса являются антинуклеарные антитела (АНА).

Стандартные анализы, свидетельствующие о наличии воспалительного процесса, СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и ЦРБ (С - реактивный белок) малоинформативны при постановке данного диагноза. Они повышаются практически при всех воспалительных заболеваниях.

Для дифференциальной диагностики между разными видами артритов проводят артроцентез. Ревматолог делает прокол и удаляет суставную жидкость, для исследования в клинической лаборатории. Эту же процедуру проводят с целью облегчения состояния пациента при накоплении в суставной сумке избыточного количества жидкости.

Если диагноз подтверждён, приготовьтесь к постоянному наблюдению у ревматолога. Раннее начало лечения, последовательное выполнение всех рекомендаций улучшает прогноз. К сожалению, полностью вылечить ревматоидный артрит пока невозможно. Задача пациента в сотрудничестве с врачом, сохранить трудоспособность, минимизировать обострения воспалительного процесса, оптимизировать качество жизни. Современные методы терапии уменьшают воспаление, улучшают подвижность суставов, позволяют избежать инвалидизации человека.

Лечение ревматоидного артрита в Херсоне

Лечение помимо медикаментозной терапии, включает физиотерапевтические занятия, и коррекцию образа жизни.

Противовоспалительная терапия подразумевает первоочередное назначение НПВС (нестероидных противовоспалительных препаратов) и глюкокортикоидов в индивидуальных дозировках. Эти лекарства нейтрализуют воспаление и облегчают болезненность суставов. Для предотвращения возникновения побочных эффектов со стороны желудочно-кишечного тракта при постоянном приёме этих препаратов параллельно назначают гастропротекторы (блокаторы протонной помпы, соединения висмута).

На месяцы, а иногда на годы назначают базисные препараты (лефлуномид, метотрексат). Они продлевают ремиссию, предотвращают деструктивные процессы в суставах, но не влияют на процесс воспаления.

Из последних фармацевтических разработок можно отметить группу препаратов биологического происхождения. Они хороши быстрым и заметным уменьшением воспаления, за счёт инактивации специфического белка (фактора некроза опухоли). Вводятся в организм подкожно или внутривенно. К сожалению, распространение биологических препаратов ограничено высокой ценой. Их применение должно сочетаться с приёмом основных препаратов.

Регулярные физические нагрузки сохраняют подвижность суставов и тренируют мышечный каркас. Наилучший выбор среди всех видов нагрузок - плавание. Вода убирает гравитационную нагрузку на суставы, и мягко массирует мышцы.

При позднем обращении, нерегулярном лечении, или при агрессивности воспалительных факторов, возникает необходимость в хирургическом лечении.

Наиболее часто применяется малоинвазивное хирургическое вмешательство – артроскопия. При разрушении крупных суставов, иногда, возможно заменить их протезом.

Не занимайтесь самолечением, ревматоидный артрит, лишь один из видов воспаления суставов. При болях, скованности или опухании суставов, обращайтесь к ревматологу. Раннее начало лечения, залог сохранения качества жизни.

В нашей поликлинике врач-ревматолог ведет прием по вторникам и четвергам с 8:00 до 13:00.