ФГДС и ФКС - на вопросы отвечает эндоскопист высшей категории

гастроскопияВ МЦ «Перша приватна поліклініка» фиброгастродуоденоскопия (ФГДС)  проходит комфортно – это отмечают все пациенты, которым приходилось ранее сталкиваться с гастроскопией в других учреждениях. В работе мы используем современный гастроскоп (OLYMPUS EXERA GIF-160) с наружным диаметром всего  8,6 мм. Исследование проводит эндоскопист высшей категории с огромным опытом.

Многие больные с настороженностью относятся к ФГДС, что совершенно нормально, т.к. инстинкты любого здорового человека протестуют против заглатывания инородных тел. Тем не менее, без эндоскопического исследования во многих случаях обойтись невозможно.

эндоскопист Фетисов Олег АльбертовичДля того чтобы ответить на вопросы, волнующие многих пациентов, которым было назначено ФГДС, мы взяли интервью у эндоскописта высшей категории, члена правления ассоциации эндоскопистов Украины Фетисова Олега Альбертовича

Эзофагогастродуоденоскопия, что это?

Гастроскопия, фиброгастроскопия, видеогастроскопия и другие слова, где встречается «гастро» (желудок) и «скопия» (исследование) обозначают исследование желудка, пищевода и 12 перстной кишки с помощью гибкого оптического прибора – эндоскопа. Есть много моделей таких аппаратов – некоторые из них вводятся через нос.

В каких случаях необходимо выполнять ФГДС?

Вот основные симптомы, при которых вам могут назначить исследование:

• боли в верхней части живота, находящейся между пупком и мечевидным отростком грудины (врачи называют эту зону «эпигастрий», «подложечная область»), особенно, если они возникают сразу после еды или натощак;
  • постоянно беспокоит изжога, отрыжка кислым;
  • рвота непереваренной пищей, рвота с кровью, «рвота фонтаном» (при непроходимости пищевода);
  • чувство тяжести и распирания в желудке, которое усиливается сразу после приема пищи.

ФГДС незаменима в диагностике рака, предрака и хронических воспалительных заболеваний – метод позволяет вовремя обнаружить патологический очаг и принять соответствующие меры. Современные гастроскопы позволяют сделать забор подозрительного участка тканей (биопсию) для последующего изучения в лаборатории.

Когда нужна ФКС?

гастроскоп ОлимпусФиброколоноскопия – эндоскопическое исследование толстого кишечника (гибкий зонд толщиной с указательный палец).

Назначается при следующих состояниях:

• кишечные кровотечения (кровь красная или алая);
  • периодические боли внизу живота;
  • жидкий стул
  • подозрение на рак или полипоз толстого кишечника, особенно в сочетании с онкологией у прямых родственников, необходимость в биопсии соответствующего участка кишечника;
  • инородное тело в толстой кишке;
  • диагностика и контроль состояния при болезни Крона, неспецифическом язвенном колите (НЯК), железодефицитной анемии;
  • кишечная непроходимость.

После 50 лет ФКС необходимо проводить хотя бы 1 раз в 2 года даже при отсутствии жалоб. Рак толстого кишечника очень часто развивается незаметно, и только с помощью ФКС его можно обнаружить воврема. На 1-й стадии опухоль можно удалить при помощи эндоскопа без разрезов и фактически без госпитализации.

Можно ли заменить ФГДС на УЗИ или КТ?

Использование методик КТ или УЗИ позволяет только косвенно оценить состояние стенок полых органов (желудка или кишки). Эти методы подходят для диагностики инородных тел, объемных опухолей и заболеваний паренхиматорных органов (печень, почки, селезенка), но не для кишечника.

Только эндоскоп может показать врачу реальное состояние слизистой оболочки и дать возможность взять ткань из подозрительного участка кишки, пищевода или желудка. С помощью эндоскопа врач может остановить кровотечение или удалить полип, начавший превращаться в злокачественную опухоль.

Сколько длится исследование?

Длительность диагностической гастроскопии зависит от целей и задач, которые поставлены перед врачом эндоскопистом.

Время проведения обычной диагностической гастроскопии во многом зависит от опыта и навыков врача: у нас исследование (в среднем) занимает 2-3 минуты.

Если нужно взять материал на цито-гистологическое исследование - время проведения гастроскопии несколько  увеличивается (зависит от количества участков слизистой, которые подлежат обязательному гистологическому исследованию).

Проведение колоноскопии занимает 10-15мин и также зависит от опыта и навыков врача эндоскописта, а также конкретной клинической ситуации: наличие спаечного процесса малого таза или выраженные воспалительные изменения слизистой толстой кишки увеличивают время осмотра до получаса. В таких случаях для более комфорта наших пациентов мы рекомендуем проведение исследования под наркозом (ФКС в медикаментозном сне).

Подготовка к ФГДС

Процедура проводится натощак – желудок и 12перстная кишка должны быть свободны от пищи. Как правило, достаточно не есть и не пить ничего, кроме воды за 8 часов до исследования. В зависимости от вида исследования, рекомендации могут отличаться.

Очень важно, чтобы вы сообщили врачу об имеющихся у вас заболеваниях и ранее проводившихся обследованиях.

Подготовка к ФКС

Толстый кишечник должен быть свободен от содержимого. Для этого используют слабительные средства или введение больших количеств жидкости (клизм). Подробную инструкцию по подготовке к ФКС предоставит Ваш врач.

Можно ли делать гастроскопию во второй половине дня или вечером?

Предпочтительно делать утром, так как во второй половине дня желудок заполняется секреторными жидкостями, что затрудняет исследование. Именно поэтому  гастроскопию относят к «исследованиям утренних часов»,  то есть проводят в первой половине дня.